История

 

 

           Хотмыжск.
            История поселения. 

Памятником славяно-русской культуры роменского типа в Борисовском районе является Хотмыжское городище, обследованное в 1948 году Днепровской Левобережной экспедицией профессора И. И. Ляпушкина.    Первое письменное упоминание в летописях Хотмыжска встречается в «Списке русских городов» ближних и дальних — «Хотмышль на Ворскле» (1387 — 1392).  1430 — 1432 гг. «Хотмысл» упоминается также в списке городов, принадлежавших великому Литовскому князю Свидригайлу.   1506 год. Хотмыжск — Хотмышл упоминается в «Ярлыке Крымского хана Менгеля-Перея Литовскому великому князю Сигизмунду».  В XV — XVI вв. Хотмышль запустел и возродился только в 1640 году.  1638 — 1650 гг. Возведение Белгородской сторожевой черты: Вольный, Хотмыжск, Карпово-Сторожевое, Болховое и др.  Хотмышская крепость строилась быстро, уже 28 июня 1640 года В. И. Толстой доносил в Москву, что он «… на Хотмышском городище острог и башни проезжие и глухие поставил, и по острогу нижние и средние и верхние бои (т. е. бойницы, через которые вёлся огонь) и кровати поделал и котки поклал и около острогу ров выкопал, и казённый погреб и тайник сделал, и всякие городовые крепости учинил, и в городе соборную церковь Воскресения Христова обложил июня в 28 день».  Итак, первая деревянная церковь Воскресения Христова была возведена одновременно со строительством крепости. Первыми священниками в ней были Игнатий Иванов и Семён Иевлев. В 1835 году построена каменная церковь Воскресения Христова (по проекту архитектора Мельников А. М.). Освящена в 1839 году. В досоветское время в храме хранился вызолоченный серебряный крест, подаренный ему в 1649 году царём Алексеем Михайловичем в честь победы над неприятелем Хотмыжском. Крест утрачен. В марте 1641 года принимая крепость, новый воевода Ф. Т. Пушкин отметил недоброкачественность постройки. Но московское правительство не поставило плохое качество строительства в вину В. И. Толстому, объяснив это спешностью проведенных работ. Тем не менее, некачественная застройка уже через 10 лет потребовала капитальной перестройки всей крепости.  В 1650 году воеводой К. Арсеньевым эта перестройка была проведена. Он несколько изменил план Хотмыжской крепости. Число башен было увеличено с 7 до 10, вместо трех проезжих оставлено две. Постройка городка — крепости Хотмыжска положила начало заселения нынешних западных районов Белгородской области. С появлением крепости в Хотмыжске поселились служилые люди. В 1648 году началась борьба украинского народа под руководством гетмана Богдана Хмельницкого. С самого начала восстания Б. Хмельницкий выражал желание объединиться с Россией. Города-крепости Белгородской черты не могли быть втянуты в той или иной форме в борьбу украинского народа. И переписка Б. Хмельницкого с русским правительством началась именно через эти города и их воеводы выступают, и как осведомители о событиях на Украине, и как дипломаты. 7 июня 1648 года хотмышский воевода С. И. Болховский посылает на Украину посольство во главе с Тимофеем Милковым для разведки о татарах. Милков побывал у гетмана Б. Хмельницкого и привёз от него письмо хотмышскому воеводе. Письмо было отослано в Москву и воеводе даётся образец ответного письма, в котором содержатся заверения о дружественных отношениях. В июле 1648 года произошёл ещё один обмен письмами между Б. Хмельницким и хотмышским воеводой. Так, мы видим, что дипломатические отношения украинского гетмана с московским правительством завязывались через города Белгородской черты.Большой помощью украинскому народу была продажа хлеба через пограничные города, т.к. 1648 год на Украине был неурожайным. К концу 1653 года московское правительство и Земский Собор приняли решение о принятие в подданство гетмана и все войска заморские. А 8 января 1654 года Рада, собрание в Переяславле, принесла присягу русскому царю. Воссоединение Украины с Россией вызвало войну с Польшей, и солдаты белгородских полков участвовали в боях на Украине.1642 год, основание Знаменского монастыря в Хотмыжске. Он был организован вскоре после постройки Хотмышска по прошению хотмышан царю Михаилу Фёдоровичу. Надо иметь в виду, что монастыри в то время являлись не только религиозными центрами, но и в какой-то мере выполняли функцию социального обеспечения, давая приют престарелым и искалеченным служилым людям, особенно если они оставались одиноки. Хотмышский Знаменский монастырь просуществовал до 1764 года, когда при проведении правительством секуляризации монастырских и церковных владений был упразднён. В Хотмышском уезде был ещё один монастырь — женский, располагавшийся в нынешнем селе Покровке, получившим название по имени монастыря. Дата его основания точно неизвестна, но скорее всего он создан был одновременно с мужским монастырём. Покровский монастырь также был упразднён по секуляризации.Белгородская оборонительная черта сыграла огромную роль и в период русско-японской войны 1654 — 1667 гг. и в 70-е годы XVII века во время борьбы с Крымским ханством и агрессивными устремлениями Турции.Успехи, достигнутые Россией в этой борьбе, решено было закрепить построением «новой черты» в юго-западной части Белгородского полка — Изюмской черты.После построения Изюмской черты в 1680 году западная часть Белгородской черты фактически потеряла военные значения. А эта утрата имела большое значение для дальнейшей судьбы её городов — крепостей.С этого времени многие из них начинают приходить в упадок, т. к. не имели необходимой экономической базы в виде развития ремёсел, промышленности и торговли. Одни из них вообще исчезают как поселения, другие постепенно превращаются в поселения сельского типа, как Хотмыжск или Вольный. Конечно, этот упадок шёл медленно, постепенно и в конце XVII – начале XVIII веков служилые люди Хотмыжска, как и других городов продолжали службу по охране русского государства.В XVII веке Хотмыжск входил как центр уезда в такую военно-административную единицу, как Белгородский полк. В 1708 году при разделении России на восемь губерний, Хотмышск в числе других 56 городов был приписан к Киевской губернии. В 1719 году при разделении губерний на провинции Хотмышск входил в Белгородскую провинцию. В 1727 году образуется самостоятельная Белгородская губерния, в которую входил и Хотмышский уезд.Административное подчинение Хотмышска и уезда во второй половине XVIII века менялось. В 1799 году Белгородская губерния упраздняется, и её территория переходит большей частью в Курское наместничество, но Хотмышский и Миропольский уезды присоединяются к Харьковской губернии.Хотмышский уезд занимал значительную территорию, на которой в настоящее время расположены Борисовский, Грайворонский, Красно-Яружский, Ракитянский и частично Яковлевский районы.К первой половине XIX века Хотмыжск совершенно утратил значение военной крепости.В 1814 году в Хотмыжске по ходатайству местного дворянства открывается уездное училище, состоявшее из двух классов и нижнего отделения. Сначала в нем было 13 учащихся и один учитель, а с 1817 года количество учащихся составило от 30 до 80 человек при четырех учителях. С 1833 года число учащихся резко сократилось, последние шесть лет его пребывания в Хотмыжске в нем было 45 учеников. Дети помещичьих крестьян, а также дети солдат были исключены из училища. Связано это было, по-видимому, с тем, что в Хотмыжске в тот год открылась церковно-приходская школа и власти поспешили оградить уездное училище от присутствия детей простолюдинов. В 1827 году в Хотмыжске имелось 11 казенных деревянных зданий, две деревянные церкви, соляной и винный магазины. В 1838 году по представлению курского губернатора центр уезда переносится в с. Грайворон, который становится уездным городом, а уезд становится Грайворонский. В Грайворон было переведено и уездное училище. В 1861 году в Хотмыжске был 41 дом и проживало 464 жителя. Действовали две церкви: Воскресенская и Козьмодемьянская. Грайворонский уезд в пореформенный период (1861 — 1905 гг.) разделялся на 14 волостей. Хотмыжск входил в состав Лисичанской волости Грайворонского уезда. В 1897 году по итогам первой Всероссийской переписи число жителей Хотмыжска составило 2863 человека. В Хотмыжске проводились три годовых ярмарки: 25 марта — Благовещенская, считавшаяся главной, и две козьмодемьянских — 1 июля и 1 ноября. Имелся в Хотмыжске и базар. Основу хозяйства составляло земледелие. В 1901 году Лисичанским волостным правлением в Хотмыжске был открыт приют с богадельней. В приюте содержались крестьянские дети, а в богадельне старые, немощные хотмыжане. 1910 год. Введение в действие железной дороги Харьков — Льгов, называвшейся Северо-Донецкой. На территории уезда были построены станции Готня, разъезд Кулиновка, Новоборисовка, Хотмыжск. 1917 год, декабрь — установление Советской власти в Грайвороне.   1918 год, 5 января — первый Борисовский волостной съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Тяжелым был и 1919 год — год деникинской оккупации в нашей местности. В июле деникинская банда численностью до 300 человек, при артиллерии, — заняли Хотмыжск и Покровку, имея цель, вести дальнейшее наступление на Грайворон и на станцию Готня. В декабре 1919 года он был освобожден от деникинской оккупации. В 1923 году упразднены Дмитриевская, Ивано-Лисичинская, Солдатская и Лисичинская волости и образована Хотмыжская волость. В 1924 году начался переход от губерний, уездов и волостных делений к областным и районным. Хотмыжск вошел в состав Борисовского района. 4 января 1926 года заштатные города: Хотмыжск, Богатый и Тим стали селами. Город Хотмыжск был преобразован в село. В селе была начальная Стрелецкая, впоследствии, начальная школа им. Калинина и неполная средняя Хотмыжская школа, ставшая школой колхозной молодёжи, где занималось около 800 человек. Имелись: медицинский участок, родильный дом, ветеринарный пункт, сельпо, почтовое агентство. Работало в Хотмыжске 18 учителей, 5 медицинских и 5 ветеринарных работников.С 19 октября 1941 года по 6 августа 1943 года Хотмыжск был оккупирован фашистами. В период оккупации враги разоряли хозяйства, угоняли весь имеющийся скот, уничтожали колхозное имущество. 243 жителя Хотмыжского сельского поселения не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны, 176 человек погибло, 67 пропало без вести. В боях за освобождение села погибло 64 воина, все они захоронены в братских могилах. С августа 1943 года по октябрь 1943 здесь располагался военно-полевой госпиталь. Многие хотмыжане работали в нем до окончания войны. С первых же дней освобождения хотмыжане стали изо дня в день энергично трудиться по восстановлению своего разрушенного войной и оккупацией хозяйства. В 1954 году наша страна широко отмечала знаменательное историческое событие — 300-летие воссоединения Украины с Россией. На Хотмыжском кургане зажегся первый «Костер дружбы». В 60-х  годах был разрушен храм Воскресения Христова, полностью снесена колокольня с колоннадой и лишь в 1995 году губернатором области Савченко Е. С. и архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном было принято решение о его восстановлении. Большой вклад в восстановление храма  внёс руководитель Белгородской таможни В.А.Данков. В 1997 году здесь прошел ставший традиционным первый Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень». При поддержке губернатора Белгородской области Е. С. Савченко по индивидуальному проекту построен образовательно-культурный центр, который включает в себя среднюю школу, детский сад, спортивный зал, Дом культуры, модельную библиотеку, администрацию поселения и Хотмыжский филиал Борисовского историко-краеведческого музея.           Все краше и благоустроенее из года в год становится Хотмыжск: асфальтируются дороги, села поселения полностью газифицированы. На территории памятника археологии и истории «Хотмыжское городище» установлен поклонный крест, а на историческом кургане, возвышается арка Единения славянских народов России, Украины и Белоруссии. Здесь же возведен амфитеатр, на сцене которого проходят действия Международного фестиваля славянской культуры «Хотмыжская осень» и другие мероприятия.

Сегодня Хотмыжск становится центром славянской культуры и истории Борисовского района. Рождаются новые традиции и обычаи, село изменилось до неузнаваемости. Лишь неизменным остались его пейзажи, манящие и удивляющие своей девственной красотой. Но самое главное, в нем не погасло то исконное, принадлежащие Хотмыжску ощущение сопричастности настоящего с прошлым, веры в светлое будущее нашего древнего и в тоже время такого молодого Хотмыжска.

 

Источники:

  1. МБУК «Центральная библиотека Борисовского района»
  2. МОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа»
  3. История Борисовского края, Борисовскому району — 80 лет, 3-е издание.

 

       Первая деревянная      Воскресенская церковь.

Для возведения Белгородской черты максимально использовались естественные природные преграды – леса, овраги, болота, холмы, реки, а рукотворные укрепления возводились деревянные и земляные, каменные крепости не строились.  Такой военно-технический подход связан не только с доступностью земли и дерева в крае, но и с тем, что слабо вооруженная татарская конница, быстрая, но не стойкая, в XVII веке не вела длительной осады городов. Для такого противника деревоземляные укрепления служили вполне серьезным укреплением.

Одновременно со строительством крепости в 1640 г. возводилась первая деревянная Хотмыжская Воскресенская церковь.

В одном из сохранившихся архивных документов, посвящённом устройству Знаменского мужского монастыря (что строился тогда же в тех же краях), находим сообщение о том, что прислано в Воскресенскую церковь:

«А на Хотмыжское в соборную церковь Воскресения Христова послано церковного строения: месной образ Воскресения Христово з дванадесятыми праздники, образ Пречистыя Богородицы Одегитрия, образ Пречистыя Богородицы запрестольную, двери церковные со святители с столпцы и сению, Деисус, 11 икон, крест большой деревянной, крест осеняной деревянной, сосуды оловянные, кадило медное, кандея, в чем воду святят, паникадило медное с кистью, укропник медной, 2 ризы миткаленные, 2 стихаря полотнаные, 2 потрахели, 2 поручи, 2 пояса нитные, на престол индитъя да срочица, на жертвенник — верхняя и исподняя срочицы или воздух, 2 покровца, литое, антимис, к царским дверям запонь. Книг: Евангелие напрестольное оболочено бархатом, евангелисты серебряные, Евангелие толковое, Устав, Апостол, 4 книги трелогии во весь год, Минья опщая, служебник, потребник, 2 Треоди, поеная и цветная; Псалтырь с следованием; а (слова неразборчиво) на 8 гласов, Псалтырь учебная, Часовник; 3 фунта ладану, ведро вина церковного, миро мала, 4 колокола, весу в них по 8 пуда.» Писано на Москве лета 7150 г. июля в 22 день (1642 г.) (РГАДА, ф. 210, книга 10, ex. 161, лл. 383 — 405). 

Первыми священниками в церкви Воскресения Христова были Игнатий Иванов и Семён Иевлев. В XIX веке построена каменная церковь Воскресения Христова (по проекту архитектора Мель­никова А.М.) и освящена в 1839 году. В досоветское время в храме хранился вызолоченный серебряный крест, подаренный ему в 1649 г. царём Алексеем Михайловичем в честь победы над неприятелем. К сожалению, крест утрачен.